Первая страница

Своим рождением проект Computer Algorithm Tutor обязан обыкновенной человеческой лени или, если угодно, естественному желанию избавиться от лишних хлопот.

Каких и каким образом? — спросите Вы.

Учебный курс алгоритмики, который я уже несколько лет читаю студентам кафедры КТ СПбГУ ИТМО (и еще кое-кому, но в сокращенном формате), постепенно оснащался видеорядом, позволяющим отказаться от рутинной писанины на доске.

Поскольку студенты, — не менее ленивые, чем их преподаватель, — регулярно, настойчиво, а главное, поочередно, досаждали обращениями типа «дай списать файл», пришлось задуматься о доступном месте размещения столь вожделенных продуктов. Усилия группы наименее ленивых добровольцев во главе с А. Владыкиным увенчались появлением CAT'а.

Кстати, о названии. Если заметили, в левом верхнем углу стилизованная кошачья фотография. На ней — мой кот Тёма, от папы-перса и мамы-норвежской лесной. Несомненно, именно от столь породистых родителей унаследованы алгоритмические способности потомка, в частности, склонность к продолжительным циклам однообразных итераций. Выявлены указанные способности Тёмы были в раннем возрасте, и в дальнейшем всячески развивались хозяевами.

В 1999 году, когда мы делали сайт интернет-школы ИТМО, тогдашний дизайнер благосклонно отметил сей факт, изготовив заставку на основе фото из семейного архива. Но время прошло, и новая власть революционным путем вытеснила нас с Тёмой («меня», правда, пока не полностью, хотя местами изрядно отредактировала до странности произвольным образом).

Но: файлы, как рукописи — так что заставка к новому сайту была готова задолго до его появления. Дальше все просто. Поскольку Тёма — cat, оставалось для этой аббревиатуры подобрать полное имя. Это как с алгоритмическими деревьями: некоторые растут от корня к листьям, а другие — наоборот. Кажется, выбранное для сайта имя более-менее соответствует тематике.

Итак, перед Вами — CAT, слева несколько кнопочек. Наиболее интересная — Визуализаторы. Польза от них двоякая. С одной стороны, можно их демонстрировать в лекционной аудитории, разумеется, оснащенной мультимедийным оборудованием. С другой, — каждый студент (а теперь — и любой посетитель сайта), хотя бы в малой степени склонный к самообучению, получает визуальную и управляемую модель алгоритма. Экспериментировать с нею можно в удобное время, в спокойной обстановке. Если разработчик визуализатора все сделал «как надо», то в распоряжении пользователя — весьма обширный набор режимов. Впрочем, — смотрите сами.

Конечно, каков программист, таков и его продукт. Устраивает Вас конкретный визуализатор или нет, нравится ли Вам этот продукт, — голосуйте! Если считаете, что можете сделать лучше, — присылайте свой визуализатор. Кстати, первые образцы изготавливались моими школьниками лет 10-12 назад, всего лишь на обыкновенном Turbo Pascal'е. Конечно, нынешние молодые полиглоты изощрены в работе с более современным инструментарием, функциональность их продуктов заметно выше, а дизайн качественней. Но суть-то остается прежней: в качестве тренинга в программировании разработка визуализатора — отличная практика!

Мы объявляем конкурс на лучшие визуализаторы алгоритмов. Обратите внимание на требования, предъявляемые к присылаемому продукту. Что касается выбранной Вами тематики, то здесь никаких ограничений нет, кроме «дискретности» и «конечности». Естественно, администрация оставляет за собой право не выкладывать предложенный визуализатор на сайт, если обнаружит в нем алгоритмические или иные недочеты.

В разделе Теория размещаются статьи наших студентов. Как правило, это просто переформатированные презентации, которые они готовили для собственных докладов на наших занятиях. Если издатели/авторы книг (рекомендуемых нашим студентам и активно ими используемых при самоподготовке) обнаружат в этих студенческих работах значительные фрагменты прямой кальки, просим рассматривать это не как плагиат, но лишь как проявление пиетета перед авторитетным мнением. Впрочем, получение рекламаций станет для нас сигналом к немедленному устранению замеченных нарушений авторского права.

В свою очередь, мы рассчитываем, что размещенные у нас визуализаторы будут использоваться Вами исключительно в локальных учебных целях, с указанием первоисточника, как принято в цивилизованном сообществе.

Не только нашим студентам, но и всем, сознательно заглянувшим на наш сайт, рекомендую посетить web-ресурсы, перечисленные в разделе Ссылки. Я консервативно считаю, что книга — лучший источник знаний, и обычно предлагаю своим студентам и школьникам почитать «после меня» или «вместо меня» толстые учебники. Но, как хорошо известно, не все полезное немедленно издается в книжном формате, и уж тем более, не все книги легко доступны.

Остальные кнопочки менее существенны.

Если Вы не являетесь студентом или абитуриентом кафедры КТ, то разделы Студентам и Абитуриентам вряд ли представят для Вас интерес: там размещены лишь текущие рабочие материалы.

В разделе Авторам Вы найдете рекомендации, относящиеся к оформлению визуализатора и/или статьи, которы(й/ую) Вы предлагаете разместить на нашем сайте. Наконец, названия разделов Новости и О нас говорят сами за себя.

Заходите еще!

С.Е. Столяр